» » » СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Nashr ma’lumotlari: // Oлима аёлларнинг фан-техника тараққиётида тутган ўрни iлмий-амалий анжуман материаллари //Тошкент - 2012//.
To’plamni yuklash uchun havola:  To'plam
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ


Н.А.Пардабекова, А.У.Абдурахимов, М.Зиятов
ТашГАУ


Содержание образования является средством воплощения в жизнь целей образования (обучения), определяемых текущими и перспективными потребностями общества, то есть социальным заказом. В настоящее время произошло известное изменение потребностей общества в квалифицированных кадрах. Необходимым атрибутом профессиональной пригодности в обществе является обладание не только профессиональными знаниями, но и знаниями в области информатики и связанных с ней информационных технологий, позволяющих наиболее полно реализовывать профессиональные качества.
Образовательная система должна ответить на эти изменения не столько массовым открытием специализированных академий, институтов, сколько заботой о качестве подготовки будущих специалистов, о содержании образования в целом и каждой дисциплины в отдельности. Проблемы подготовки специалистов в высших учебных заведениях становятся все более актуальными и в связи с ситуацией в стране, и в связи с возрастающими масштабами их выпуска. Перед вузами сегодня особенно остро стоят проблемы определения как содержания обучения, отвечающего выдвигаемым обществом задачам, так и организации учебного процесса, выбору форм, методов обучения и подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени.
Сегодня «во весь рост встает проблема опережающего роста профессиональной компетенции кадров», для решения которой необходимо «сместить акцент в обучении с усвоения "готовых знаний" на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств», «перейти от репродуктивного к творчески-продуктивному типу обучения, призванному обеспечить рывок в повышении качества подготовки специалиста».
В определении содержания подготовки специалиста важно помнить то, что в настоящее время бурно развивается информатизация общества, средства ее автоматизации. Специалист, не владеющий современными информационными технологиями подготовки и обработки информации, не сможет реализовать свой профессиональный потенциал. Обучение компьютерным технологиям, осуществляемое в аудиториях, оснащенных современной компьютерной техникой, должно быть направлено, прежде всего, на реализацию целей профессиональной подготовки специалиста.
В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения. В современной дидактике сложились такие виды обучения, как сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное обучение.
Сообщающее обучениехарактеризуется, прежде всего, тем, что преподаватель излагает знания в обработанном, “готовом” виде, учащиеся воспринимают  и воспроизводят его. Это наиболее распространенный вид обучения.
Главное, что характерно для этого процесса, - деятельность преподавателя состоит в основном в предоставлении информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств.
Сообщающее обучение как вид, путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичном режиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность обучающихся сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются умственные способности и умения учащихся, такие как умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты. Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному мышлению. Так появляется проблемное обучение.
Проблемное обучение раскрывается через постановку (преподавателем) и разрешение (учащимся) проблемного вопроса, задачи и ситуации.
Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем.
Проблемная задача — это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. В основе проблемной задачи лежит противоречие между существующими знаниями.
Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состоя­ние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимули­руя к поиску новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация вклю­чает в себя три компонента: а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия; б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации; в) возможности учащихся при выполнении поставленного задания; в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного. Не слишком трудное, не слишком легкое, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуации.
Данный вид обучения стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся; развивает интуицию и дискурсивное (проникновение в суть), конвергенционное (открытие) и дивергенционное (создание) мышление; учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач.
Трудность организации проблемного обучения связана с большой затратой времени для постановки и решения проблем, создания проблемной ситуации и предоставления возможности самостоятельного решения последней каждым уча­щимся. Данный вид обучения таит в себе естественный процесс разделения уча­щихся на самостоятельных и несамостоятельных.
В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая систе­ма. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны преподавателя (компьютера и других технических средств и аудио-, видео­техники) учащемуся и получения обратной связи. Можно сформулировать следующие принципы программированного обучения:
подача информации небольшими дозами;
установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации;
предъявление ответа для самоконтроля;
дача указаний в зависимости от правильности ответа.
На практике педагог может воспользоваться линейным или разветвленным построением образовательной программы. При выборе линейного построения про­граммы учащиеся работают над всеми порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предполагает выбор учащимся своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации. Усвоение информации зависит от уровня подготовленности. В обоих случаях прямая и обратная связь преподавателя со студентом осуществляется с использованием специальных средств (программированных учебных пособий разного вида, компьютера). Достоинством данного вида обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы.
Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также в увеличении количества времени на постоянный контроль за процессом и результатом ее усвоения. Его широкое использование в нашей республике связано со сложностями материального характера:практически невозможно обеспечить процесс обучения во всех вузах специальными программированными учебниками, сборниками упражнений и задач, контрольных заданий тестового типа. Это вопрос времени. Главным недостатком данного вида обучения является чрезмерная апелляция к памяти обучающихся.
В настоящее время существует также множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах.
В настоящее время особый интерес вызывают обучающие игры и дистанционное обучение.
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1) Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
2) Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;
3) Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;
4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры, как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).
Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др. Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза. Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое значение и широко применяются в деловой сфере, способствуя развитию профессиональных и личностных качеств бизнесменов.
На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно применяться в виртуальном пространстве. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое дистанционным. Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленность (удаленность) учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения.
Дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов.
Литература
И.А.Каримов. Работать и мыслить по-новому – требования времени. Т.5. Т.: «Узбекистан», 1997. 
Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика, №1, 2002.
скачать dle 11.3

29-05-2018, 13:31 291 0

Izohlar


Kommentariya qo'shish

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив